Автор: Глеб Удовенко | январь 2021
Фотограф Владимир Зубков проводит мастер-классы, любит «Гражданскую оборону» и Depeche modе, востребован на свадьбах, но предпочитает плёночную стрит-фотографию. В 2019 году в фотогалерее им. В.А. Собровина состоялась выставка его работ «Без названия». Мы поговорили с Владимиром Зубковым о тонкостях плёночной фотографии, а оператор печати фотоцентра Agfa Сергей Бочаров рассказал о востребованности плёнки в Белгороде.
Я не из тех фанатиков, которые доказывают, что плёнка — это круто, а цифра — нет. Все современные цифровые гаджеты созданы для того, чтобы конечный результат смотреть на мониторе. Плёнка создана для того, чтобы её печатали.
Коммерческие заказы выполняю в цифре. Я проводил эксперимент, показывал заказчикам чёрно-белые и цветные фотографии. Им нравились чёрно-белые, но они говорили: «Нам нужны цветные, как у всех».
Лет десять назад я мог позволить себе «отбомбить» десять роликов плёнки в день: ходил и снимал «от пуза», что попало. Сейчас хорошая плёнка стоит от 700 рублей за катушку. Это самая страшная особенность плёночной фотографии. Плёнка перешла в разряд эксклюзивных видов хобби.
По поводу процесса обработки могу сказать, что плёнка прощает многие огрехи, особенно начинающим фотографам. Она прощает, даже если вы ошиблись в экспозиции. Проявка и печать — сложный процесс, особенно для того, кто этим не занимался. Я прошёл через это в школе: мы все снимали и печатали в ванной. В печати есть свои нюансы, но я не заморачиваюсь по этому поводу. Я очень быстро проявляю и почти не измеряю температуру для проявки. Окунул палец в воду — и нормально.
Изначально выставка называлась «Естество характера», но так как все фотографии были без названия, организаторы и предложили назвать выставку так. Куратор выставки — Игорь Гарелик, очень давно хотел, чтобы я выложил очень жёсткий, трешевый стрит. Но когда мы начали отбирать фотки, он сказал, что все их показать не получится. Нужен был более-менее читательский стрит, так как у галереи есть свои правила и цензура.
— У меня не все фото резкие. Я навожусь по шкале видоискателя и снимаю «от пуза». Всё зависит от камеры. Если это маленький Olympus, то тут всё в одной руке: навелись и нажали. Есть камеры, с которыми нужно действовать по принципу «подошёл, навёлся, снял».
Я не люблю современную пейзажную фотографию. Многие просто нажимают на кнопку, а некоторые месяцами охотятся за солнцем — это пейзаж. Человек потратил кучу времени, чтобы сделать классную фотографию. Я занимаюсь пейзажной фотографией, но очень редко. Приезжаю в деревню, беру собаку и целый день хожу по лесу ради пары фотографий. Больше всего люблю снимать людей, улица для меня — номер один.
— Три года назад был дефицит плёнки. Плёночное производство останавливалось: начали закрываться заводы в Бельгии, Германии. Единственные кто работал — Kodak, Ilford и Fomapan.